Функциональная грамотность — это набор навыков чтения, письма и коммуникации, которые позволяют человеку успешно применять свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях.
Основными составляющими функциональной грамотности являются шесть направлений:
- Читательская грамотность. Способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать её при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
- Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах.
- Естественнонаучная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
- Финансовая грамотность. Ознакомление школьников с основными понятиями в области финансовых инструментов и развитие способности принимать решения, которые способствуют улучшению их собственного финансового благополучия.
- Глобальные компетенции. К этой категории относится способность ученика самому или в группе использовать знания для решения глобальных задач.
- Креативное мышление. Способность создавать новые идеи, усовершенствовать существующие концепции, предлагать эффективные решения и использовать воображение.
Несколько рекомендаций по изучению функциональной грамотности:
- Равномерное распределение заданий. Их следует равномерно интегрировать в учебный процесс на протяжении всего учебного года. Они должны быть привязаны к реальным ситуациям, соответствовать возрасту учеников и обеспечивать системное и взаимосвязанное обучение.
- Близость к практике. Для младших школьников важно, чтобы задачи соответствовали их повседневному опыту. Темы, близкие и интересные детям, могут стать источником вдохновения и мотивации для поиска новых знаний.
- Дополнительное образование. Дополнительные занятия и кружки могут играть важную роль в формировании функциональной грамотности. Они способствуют развитию творческих способностей, креативного мышления, компьютерной и читательской грамотности.
- Постепенное усложнение заданий. В средних и старших классах необходимо увеличивать объём знаний и сложность анализа информации.
- Развитие критического мышления. Учеников можно обучать анализу информации и определению фейковых новостей и вирусного контента.
Задания для формирования и контроля функциональной грамотности можно найти на сайтах ФИПИ, ФИОКО и издательства «Просвещение».